Неполиткорректный виртуал (pascendi) wrote,
Неполиткорректный виртуал
pascendi

Для памяти, с Авантюры

Эдвард Лютвак (Edward Luttwak) - разработал теорию так называемой "революции растущих ожиданий" ("revolution of rising expectations"). Наподобие тому, как, согласно некоторым экономическим теориям, инфляция может быть вызвана уже одним только ожиданием её или широко распростарненными слухами о грядущем росте цен (зарплат), революция может быть спровоцирована ростом массовых ожиданий о необходимости смены, а также готовностью оправдать такую смену, каким бы путем она ни произошла.

Ниже привожу условия "революций растущих ожиданий":

1. Администрация государства сосредотачивает в своих руках все или значительное большинство материальных и информационных ресурсов. Это делает её неконтролируемой. Чиновники не чувствуют себя ограниченными какими-либо действенными правовыми или хотя бы моральными принципами. Формальные правила, включая законы, интерпретируются произвольно, что не дает обществу разумную возможность предугадывать следующие шаги властей.

2. В обществе нет действенных политических сил, которые могли бы устраивать массовые акции протеста, оказывая тем самым давление на правительство. Избирательные возможности крайне малы и неэффективны. Население не чувствует себя субъектом политических процессов. Оппозиция, оставшись наедине с сильной властью (поскольку народ одинакаво безразличен как к тем, так и к другим), вынуждена либо идти на сговор с нею (возможно с намерением выждать более подходящих условий для прихода к власти), либо обречь себя на безресурсное существование (наиболее несговорчивые, как правило, подвергаются политическим или даже уголовным преследованиям).

3. Частная собственность - одно из самых слабозащищенных прав. Официальные структуры, не только в правительстве, не стыдясь требуют и берут взятки. Открыть собственное дело без взяток, можно если заручиться сильной поддержкой в правительстве. Поэтому ни один серьезный инвестиционный проект, включая иностранный капитал, не может иметь успеха без предварительного согласия высшего политического руководства страны. Это приводит к крайне замедленному и непропорциональному развитию экономики. Отсутствие справедливой распределительной системы не позволяет большинству населения честно жить на трудовые доходы.

4. Коррупция затрудняет становление политической культуры с её институтами и процедурами. В стране нет политических сообществ. Большинство влиятельных групп объединены не по идеологическим или хотя бы финансовым критериям, а по местническим, родственным, этническим или религиозным характеристикам. Отсюда и отсутствие четких правил, ибо только идеи и деньги предрасположены к игре по правилам.

5. Чиновник в такой стране не просто бюрократ. По сути в таких условиях отсутствует разграничение между "продажей труда" и "продажей совести". Чиновник чувствует себя не наемным служащим общества, а владельцем-распорядителем вверенным ему механизмом управления.

6. Управление чрезмерно персонифицировано. Подчиненные реагируют не на правила, а на приказы. Поэтому личность отдающего приказ преобретает высокую значимость. И именно поэтому бывает крайне сложно осуществлять смену руководящего состава, поскольку смена чревата сбоями в системе отдачи приказов. Ситуация усугубляется еще и тем, что сама система неповоротлива, ибо у нее нет четких адресатов. Нарушение субординации - обычное явление. Нижестоящий чиновник порой может иметь больше влияния, чем его непосредственный или даже более вышестоящий руководитель.

7. Сосредоточение огромной власти в руках бюрокартического аппарата, при его малой подвижности и плохой приспособляемости, делает его уязвимым в случае стермительного развития каких-либо событий. Но именно от поведения этого аппарата, а не от воли высшего политического руководства, будет зависеть успех или провал революции.

8. Глубокий и долгий экономический кризис, большая безработица и инфляция не могут сами по себе служить условием революции. Так же не обязательно, чтобы они были в наличии. Революция может иметь успех и в относительно благоприятной стране. Но, очевидно, что если такие условия существуют, то революция произойдет с большей вероятностью успеха.

9. Пожалуй, важнее экономического кризиса является то, что в стране имеется социальная пропасть между очень богатым меньшинством и довольно-таки бедным большинством. Срединное положение основной массы бюрократов делает их послушными высшему руководству только в очевидно стабильных политических условиях. Когда же в обществе наступает кризис политический, то первыми, кто начинает сомневаться - это бюрократы. Их поведение в кризисных ситуациях может варьироваться от преданного служения своим руководителям, до открытой поддержки протестующих масс. Хотя большинство из них, скорее всего, просто станет наблюдать, чтобы потом принять сторону победителя.

10. Население в массе своей пассивно. Но это пассивность "принужденного молчания", а не инерция или апатия. Обыватели могут не иметь политических целей, но их действия имеют-таки политические последствия. Они привыкли либо исполнять, либо не исполнять определенные решения и правила, но никогда не обсуждать их. Потому-то обыватели легко воспринимают любые перемены во власти. Они хоть и не протестуют открыто, но и не поддержат власть, случись ей защищать себя от революционных поползновений.

11. Низшие чиновники поведут себя почти так же, как и большинство обывателей. Для них важны непосредственные начальники, а не высшее политическое руководство страны.

12. Поведение силовых структур будет зависеть от того, как они оценивают ситуацию. Для их непосредственного руководства революция может быть опасной, но может быть и привлекательной. От того, какое решение они примут, будет зависеть характер революции (кровная или бескровная). В странах, где руководство силовыми структурами не обременено моральными или политическими ценностями и идеалами, поведение этих структур будет непредсказуемым даже для высшей политической элиты. Всё, что может быть нужным для успешной революции - это простое бездействие, что чаще всего и бывает.

13. Отсутствие сильных представительных органов (парламент, муниципалитеты) делает исполнительную власть уязвимой перед лицом внешних, нередко даже криминальных воздействий. Слабые СМИ и невостребованность независимых экспертных услуг приводит к тому, что правительство бывает слабо (часто неправильно) осведомлено о реальной ситуации в обществе.


-------------

От себя добавлю, что еще бы неплохо примеры успешных "революций ожиданий" -- а то это выглядит как умозрение и благие пожелания...
Subscribe

  • О редакторах

    ... она была из тех редакторов, которые правят "боевое слаживание" на "боевое складывание"... .. Перенесено из Dreamwidth.

  • Вокруг меня бегает КисёБасё и хулиганит

    Глядя на кошку, я не могу не думать, что ей всего год, и она спокойно может прожить еще лет пятнадцать. А я -- вряд ли. И опять мне не так страшно…

  • Запечатленное наследие классика

    Внезапно вспомнилось мне сегодня, как нас классе примерно в девятом вместо занятий (чему мы, естественно, были рады) возили в музей Маркса и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • О редакторах

    ... она была из тех редакторов, которые правят "боевое слаживание" на "боевое складывание"... .. Перенесено из Dreamwidth.

  • Вокруг меня бегает КисёБасё и хулиганит

    Глядя на кошку, я не могу не думать, что ей всего год, и она спокойно может прожить еще лет пятнадцать. А я -- вряд ли. И опять мне не так страшно…

  • Запечатленное наследие классика

    Внезапно вспомнилось мне сегодня, как нас классе примерно в девятом вместо занятий (чему мы, естественно, были рады) возили в музей Маркса и…