Неполиткорректный виртуал (pascendi) wrote,
Неполиткорректный виртуал
pascendi

Categories:

О стилягах

Снова посмотрели "Стиляги" Тодоровского. Правда, на этот раз первым буддийским способом, без звука, в кафе.

Ну что, Тодоровский -- хороший режиссёр. Умеет заставить даже абсолютно бездарных молодых актеров не только хлопотать мордой, но и изобразить какие-то (хотя у них и примитивные) чувства. Правда, действительно живых людей (а не значков, которые должны представлять некие идеи) в фильме ровно два -- Гармаш (который и здесь, и в "Черной молнии", играет добродетельного отца, каким он мог бы быть у непутевой современной молодежи, то есть -- находится в рамках амплуа, но хорошо), и покойный Янковский. Вот Янковский -- совершенно живой, естественный настолько, что выпадает из эстетики клипа-мюзикла, условного по определению.

И снова о содержании.
Да, это фильм о плесени. О людях, которые считают идеалом жизни -- развлечения.

Но при втором просмотре я обратил внимание вот на что.

Стиляги -- это движение, созданное детками тогдашней "элиты". В фильме это очень хорошо видно. Эти детки имели доступ к тому, к чему принципиально не имели доступ дети всех остальных слоев населения: к зарубежной музыке и масс-культуре (выраженной через рекламу и изобразительный ряд тогдашних иллюстрированных журналов). Для них было важно отделить себя от остального "быдла", и самым коротким способом для этого было -- выделиться внешностью и поведением, такими, какими (по их представлению) были внешность и поведение молодежи этого возраста в зарубежных странах.

А за ними потянулись сначала девочки (по очевидным причинам), а потом и мальчики из других слоев, не имевших доступа к "первоисточникам" и потому совершенно карикатурных.

"Золотые" детки довольно быстро и без последствий преодолевали это увлечение (переходя в слой реальной "элиты", где уже не было нужды выделяться внешними признаками). Не "золотые" -- застревали в нем, часто с печальными последствиями для судьбы. В фильме это очень хорошо показано: фактически предфинальная сцена -- это сцена краха главного героя, краха, которого он сам не понял...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments