В народной культуре, в том числе и славянской, отношение к чужим во многом определяется понятием этноцентризма, когда "свои" традиции, "своя" религия, "свои" обычаи и "свой" язык мыслятся единственно "правильными" и "праведными". Все "чужое" настороженно отрицается как неприемлемое и греховное, а всякий представитель иной этнической группы воспринимается как существо опасное и почти "потустороннее". С другой стороны, "чужие" (именно в силу своей связанности с "иным" миром) наделяются в народных верованиях сверхъестественными свойствами, которые могут быть не только вредоносными, но и полезными. Безусловно, в таком двойственном отношении к "чужим" преобладают не объективные сведения об этнических соседях, а стереотипы, сформированные вековой традицией.
Действительно, чем ниже уровень образования человека, чем уже его кругозор, чем меньше его жизненный опыт общения с людьми других национальностей и конфессий, тем более он склонен мыслить в отношении них не реальными образами, а традиционными стереотипами: "латинская ересь", "жидовская хитрость" и т.п.