Неполиткорректный виртуал (pascendi) wrote,
Неполиткорректный виртуал
pascendi

Category:

О современном искусстве (после поездки по местам трудовой славы Сальвадора Дали)

Изобразительном, да...

В принципе, ту гадость, которая называется "современным изобразительным искусством", создали маршаны. В конце 19 века (в строгом соответствии с теорией ухудшающего отбора) продажи "традиционного", привычного изобразительного искусства зашли в глубочайший тупик. И маршаны стали: а) искать что-то новенькое и б) играть на повышение. Самое выгодное -- раскрутить ничем не замечательного маляра, объявив его непонятым гением. Всегда лучше всего покупать недооцененнные бизнесы.

Подавляющее большинство "знаменитых художников" 20 века -- это PR-проекты; без причитаний с серьезной миной о том, что "Это доступно только продвинутым" и "все, кто возражают, -- ретрограды" -- никто из них бы не воспринимался как явление искусства. Сомневающихся отошлю к классике: А. Моруа "Рождение знаменитости" и Ричард Олдингтон "Семеро против Ривза".

Вначале ставки делались на нарушение привычных традиций реалистической передачи изображения ("Доча, видишь, как дядя мучается, потому что у него нет Поляроида?"), а дальше -- больше. Началось разрушение изображений, нонфигуративная абстрактная живопись, оп-арт, поп-арт, инсталляции, хеппенинги и т.д., и т.п.

Смысл искусства в том, чтобы привести зрителя-слушателя-читателя в некое эмоциональное состояние, задуманное автором. Делать это можно разными способами. Традиционная живопись шла от сюжета картины, от символов и ассоциаций, имеющих, как ни странно, природу не живописную, но литературную. Она требовала, соответственно, неких ненулевых знаний от зрителя. До определенного времени эти знания обеспечивались общей христианской (плюс греко-римской) традицией. Потом ситуация стала усложняться, художники привлекали менее известную мифологию (Мэллори, Старшая Эдда и т.п.), но и этого в конце концов стало недостаточно.

В определенный момент появилась нонфигуративная живопись. Я называю то, что лежит в ее основе, "эстетикой Роршаха": действительно, она может (в хороших образцах, взять хоть Кандинского) порождать некие эмоции -- но не в большей степени, чем те, которые порождает симметричная клякса, полученная из капли чернил, сжатой в согнутом листе бумаги. В сущности, здесь речь идет об эмоциях и ассоциациях, неконтролируемо порождаемых внутри зрителя.

Более интересны сюрреалисты, и в особенности Дали. Они основывали свои картины на том зыбком состоянии между сном и бодрствованием, когда мозг еще способен уловить и запомнить образы сновидения, но уже достаточно раскован, чтобы эти образы были свободны и неожиданны. (По собственному моему опыту -- это не сновидения, а состояние сильно утомленного человека, который вдруг обнаруживает, что вместо текста читаемой книги видит загадочные и бессмысленные картины.)

Заслуга сюрреалистов, и особенно Дали, в том, что они (да что там, -- он) смогли (смог) создать картины, образы, которые формируют у зрителя эмоции, наведенные художником. В этом -- сила сюрреализма, его преимущество перед нонфигуративной живописью: он формирует задуманные образы, а не неконтролируемые.

Дальше было хуже. Даже у Дали более половины произведений -- самоповторы в поисках денег, либо же холодные интеллектуальные конструкты, не одухотворенные эмоциями. А уж остальные...

Кончилось это полным разрушением изобразительного искусства. Нынешние произведения -- это objets d'arts, которые без долгого пояснения не воспринимаются как таковые. Повторение пройденного -- литературной основы художественного произведения -- проходит по принципу: история возникает как трагедия, и повторяется в виде фарса.
Tags: совриск
Subscribe

  • О редакторах

    ... она была из тех редакторов, которые правят "боевое слаживание" на "боевое складывание"... .. Перенесено из Dreamwidth.

  • Вокруг меня бегает КисёБасё и хулиганит

    Глядя на кошку, я не могу не думать, что ей всего год, и она спокойно может прожить еще лет пятнадцать. А я -- вряд ли. И опять мне не так страшно…

  • Запечатленное наследие классика

    Внезапно вспомнилось мне сегодня, как нас классе примерно в девятом вместо занятий (чему мы, естественно, были рады) возили в музей Маркса и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • О редакторах

    ... она была из тех редакторов, которые правят "боевое слаживание" на "боевое складывание"... .. Перенесено из Dreamwidth.

  • Вокруг меня бегает КисёБасё и хулиганит

    Глядя на кошку, я не могу не думать, что ей всего год, и она спокойно может прожить еще лет пятнадцать. А я -- вряд ли. И опять мне не так страшно…

  • Запечатленное наследие классика

    Внезапно вспомнилось мне сегодня, как нас классе примерно в девятом вместо занятий (чему мы, естественно, были рады) возили в музей Маркса и…