Жизнь на островах, даже самых крупных, спокойна и безопасна. Стайки местной молодежи могут быть шумными, но никогда не бывают агрессивными. Все друг друга знают, и репутация -- не пустой звук. Мы спросили, есть ли на Крите преступность. Конечно есть, ответили нам: в южных деревнях все мужчины имеют огнестрельное оружие, и там иногда бывают убийства из-за ревности.
На островах практически не воруют (я имею в виду коренных жителей, есть еще цыгане и албанцы, которых следует избегать. Но и они ведут себя гораздо скромнее, чем привычные нам попрошайки). Нравы островитян вызывают уважение и зависть.
У жены сломался золотой браслет. Выпала заклепка, соединяющая звенья. Мы зашли в первую попавшуюся ювелирную лавку и спросили, могут ли они его починить. Вышла молодая гречанка на сносях, которая заявила: "я здесь златокузнец (goldsmith)", осмотрела браслет и сказала, что отремонтировать его несложно, но практически все заклепки не запаяны, и браслет будет ломаться дальше. Мы спросили, можно ли запаять остальные звенья. Она посчитала их все и выставила нам цену за весь ремонт.
Мы оставили браслет без всяких квитанций (уже зная островитян). Златокузнечиха спросила только фамилию жены и дала визитную карточку магазина. Когда мы пришли за готовым браслетом на следующий день, она извинилась и сказала, что запаивать пришлось не все заклепки, а только часть, и поэтому взяла с нас вдвое меньше.
Парой дней позже, в одном из замечательно уютных ресторанов старого Ретимно, который расположен в крошечном садике между домами, я забыл фотоаппарат. Официантка бежала за нами пол-улицы с жалобными криками. (В процессе погони живейшее участие приняли стоявшие в дверях своих лавок местные греки, которые давали ей ценные указания и подсказывали нужное направление.) Знающие люди говорят, что если бы она не догнала нас -- мы могли бы зайти даже на другой день и получить фотоаппарат обратно.
Все это практически немыслимо в Москве...