Неполиткорректный виртуал (pascendi) wrote,
Неполиткорректный виртуал
pascendi

Categories:

Снова о целеполагании

Самая большая проблема России, как ни странно, не дураки и не дороги -- они следствие -- а целеполагание. Точнее, то, что в стране мало кто умеет правильно ставить цели, особенно среди руководителей.

Вот тут один умный человек перечислил, что следует обязательно продумывать при целеполагании и принятии решений:

Как соотносятся цели и средства?
Какие могут быть разные средства?
Какие средства лучше?
Чем отличается цель от результата?
Каковы наши осознанные и неосознанные цели?
Каковы этапы реализации и их последовательность?
Как критически оценить наши планы и идеи (это самое сложное)?
Зачем нужен «адвокат дьявола» (он же "десятый еврей")?
Если мы сделаем Х, то каковы будут последствия, ближайшие и отдаленные?
Как заранее предотвратить негативные последствия?
Какова возможная реакция наших оппонентов?
Какова наша реакция на реакцию оппонентов и их реакция на нашу реакцию?
Каковы возможные варианты развития А и Б, оптимистический и пессимистический сценарии, наше поведение в том и другом случае?
Каков запасной план Б и еще один запасной С?
Что делать в случае форсмажора?


Полужирным я выделил то, что считаю самым важным.
Во-первых, результат наших действий может оказаться сильно далеким от целей, которые мы поставили. Следует заранее спрогнозировать возможные последствия наших решений.
Во-вторых, нужно очень отчетливо понимать, что декларируемые цели и действительные цели человека могут различаться, и очень сильно (более того, они различаются практически всегда, и если вы хорошо покопаетесь в себе, попытаетесь понять, в чем эти различия -- то быстро в этом убедитесь).
В-третьих, каждое серьезное решение, влияющее на других, следует прогонять через "адвоката дьявола" -- человека или группу людей, которые должны предложить действия, которые:
- либо "топят" принятое решение;
- либо делают его результат совершенно отличным от задуманного;
- либо (и это часто самое важное) используют задуманное решение для извлечения выгоды антагонистами.

Последнее поясню. Например, вырабатывается некая система мер для снижения коррупции при государственных закупках. При этом правильно было бы собрать некую команду, которая будет рассматривать эту систему мер с позиции коррупционеров, стараясь найти способы использовать ее в интересах коррупционеров. Уверяю вас, что при таком подходе очень много интересного будет добавлено к такой системе мер (и изъято из первоначальных вариантов).

Сейчас в нашей законодательной деятельности этот процесс отсутствует (как, впрочем, и анализ побочных эффектов принимаемых решений: теоретически он есть, на практике он систематически профанируется). Поэтому меры принимаются методом последовательных приближений, и нормативные правовые акты, которые регулируют ту или иную область, приходится менять чуть ли не каждые три месяца (посмотрите хотя бы историю 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости...").

Перенесено из Dreamwidth.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments