Неполиткорректный виртуал (pascendi) wrote,
Неполиткорректный виртуал
pascendi

Categories:

Ходить полезно

Я твердил и твердил себе это на каждом из 12 тысяч шагов, что прошел сегодня.

Началось мое путешествие с того, что я решил-таки завести многострадальную свою машину, простоявшую с 25 декабря на открытой стоянке. Против ожидания, после того, как я накинул "земляную" клемму на аккумулятор, она благополучно завелась с первого оборота стартера.

И я поехал проходить очередное ТО на авторизованный сервис: машина-то у меня на гарантии. Там немало подивились тому, что за три года эксплуатации она прошла 3300 км (ну да -- я за это время в Москве бывал не так часто, а необходимость ездить возникала еще реже). Я сдал тачку в работу и отправился на ВДНХ, благо это рядом.

И вот там походил, с двумя перерывами на посиделки в заведениях.

Сначала испытал некоторый шок, потому что прямо за Совхозным входом был огражденный легким заборчиком пустырь со следами сноса строений. Я было решил, что и "У околицы" снесли, и весьма расстроился: мы с женой ходили туда с начала 90-х, то есть уж четверть века-то точно; я там и 60 лет своих праздновал. За это время, что характерно, меню ни разу не менялось.

Но, по счастью, тревога оказалась ложной, и заведение стоит на месте. Там я и пообедал. С удивлением осознал, что я впервые за 25 лет был там трезвым.

Потом решил пройтись по ВДНХ, посмотреть, до чего довел выставку Собянин.

Ну что вам сказать, френды и френдки (вроде так теперь надо говорить? "Френдессы мне" нравится больше)? За мою жизнь я знал четыре Выставки ДНХ, общим счетом.

Первая -- была ВДНХ моего детства, с павильонами республик и совнархозов. Ехать туда было долго и скучно, а потом надо было еще стоять в очереди за билетами, зато внутри было красиво, хотя не очень интересно. Фонтаны блестели статуями, смальтой и струями воды, павильоны были чистые и украшенные, в них лежали разные фрукты-овощи-снопы, висели плакаты и портреты. Фрукты и овощи были по большей части из воска.

Можно было сесть на автопоезд из смешных вагончиков, открытых с боков, и проехать до дальней части выставки, где были плодовые сады. Осенью там детей угощали фруктами.

Работали рестораны, где подавали вкусный шашлык и бутерброды с твердой копченой колбасой (брауншвейгской, как выяснилось гораздо позже), нарезанной тоненькими прозрачными эллипсами, выглядевшими как витраж из очень темных прожилок жесткого копченого мяса, удерживавших розоватые округлые жиринки.

Потом я помню вторую ВДНХ, уже брежневских времен, устроенную по отраслевому принципу. Интересную мне, подростку, павильонами, где были макеты кораблей, станков и прочих чудес техники. (Самое замечательное было в павильоне "Профтехобразование", где по часам запускали действующий макет железной дороги,) На этой ВДНХ зато нечего было жрать, и надо было знать места, в которых можно было поесть без очереди -- ну как, относительно без очереди. Самое потайное и козырное место была "Пельменная" на отшибе, местонахождение которой знали далеко не все, да и сам я не всегда находил ее сразу.

На этой Выставке едва ли не вся территория была засажена цветами, которые постоянно меняли, так что цветение шло круглый год. Помнится, в 1970 году осенью было что-то вроде фестиваля хризантем -- и такого разнообразия сортов я не видел нигде ни до, ни после.

Потом случился Горбачев. Перестали брать плату за вход; цветов стало заметно меньше, павильоны стали закрываться то один, то другой, да и сталинский шик начал блекнуть: штукатурка трескалась и осыпалась, кусочки смальты вываливались из фонтанов, обнажая серый неровный бетон; "Золотой колос" вообще перестал работать. Зато появилось множество мест, где можно было поесть, где вкусно, где недорого, а где и совмещая эти удовольствия.

Воздух пропитался запахом шашлыка из курятины, свинины, осетрины и лосося. Шашлычники умело чередовали в тарелках куски свежезажаренного мяса с кусками полежавшего на витрине и разогретого. Одно время лично моим любимым местом были несколько точек югославской кухни, где готовили плескавицы и уштипцы. Но они продержались года два, не то три, а потом бесследно исчезли.

Мы со второй и последней моей женой, пользуясь тем, что жили рядом, ходили гулять на выставку каждые выходные. Тогда в павильоне "Виноградарство" работал дегустационный зал, как раз за это время превратившийся из центра просвещения населения в сфере культурного употребления алкоголя -- в уютную и приятную забегаловку, имевшую постоянную и устойчивую клиентуру. Атмосфера была совершенно семейная, публика по большей части с высшим образованием и приличная. Команда работала стабильная, из нескольких девочек среднего возраста под управлением Василия, специалиста-энолога (которого потом сманили по профилю в "Абрау-Дюрсо").

И вот это была третья ВДНХ. Постепенно она превратилась в подобие Черкизона, где в павильонах не было экспонатов, зато были мелкие лавочки со шмотками, сувенирами и импортной техникой. Некоторые, кстати, были замечательны: в том самом павильоне "Профтехобразование", бывшем "Узбекская СССР" (знаменитом среди тех, кто понимает, тем, что именно там замуровали в колонны беседки 12 жен домового Бека Леоновича из "Альтиста Данилова") продавали продукцию художественных мастерских -- и, например, резьба по камню там была представлена настоящими произведениями искусства, уникальными авторскими работами. До сих пор жалею, что не купил там кота в натуральную величину, сделанного из камня такой расцветки, что он казался совершенно живым.

Четвертая ВДНХ -- это Выставка времен Лужкова, с 850-летия Москвы и до конца 2000-х. Ее облагородили, с территории согнали наиболее жуткие шалманы и гадюшники. Появились новые приличные заведения. В павильоне "Молочная промышленность" открылось узбекское кафе "Лакомка", с хозяевами которого мы быстро подружились, и нас там принимали как родных. Но это совсем отдельная история, про интересных и необычных людей, про чудесное время, когда здоровья было больше, а настроение лучше...

Чуть позже того, как ушли Лужкова, на ВДНХ поменялось руководство. У новых управителей был единственный принцип: чтобы корова расходовала меньше кормов и давала больше молока, ее надо меньше кормить и больше доить. Территория выставки стала еще более ухоженной, павильоны закрывались один за другим (поскольку торговля не выдерживала поднятой арендной платы на не очень проходном, по сравнению с Черкизоном, месте), ремонтировать их никто не собирался... Не скажу точно, в это ли время пропали верхние части головы с гусей, украшавших фонтан "Каменный цветок", может, и раньше. Бронза, однако.

Заведения закрывались одно за другим. Прикрыли "Чашу Хайяма", где милая Танечка поила нас хорошими винами (мы обычно перебирались туда сразу из дегустационного зала). Сам дегустационный зал закрылся еще до этого, перебравшись в павильон "Табак" -- где сразу потерял половину аудитории. А потом ушел Вася, и лавочка перестала существовать.

Но еще были узбеки в "Лакомке", "У околицы"... да и все. Остальное -- либо низкоуровневые столовки, либо "рестораны" типа привокзальных в СССР, с дурной кухней и неприветливым персоналом.

Ну и вот -- сегодняшняя Выставка.

Это уже пятая. В предыдущий раз я забредал туда почти ровно год назад, в прошлом апреле. Почти все было перекопано, почти все закрыто и все -- неудобно. Смотреть было нечего, хотя бросалось в глаза, что из выставки ДНХ делают что-то вроде тематического парка с интеллектуальными развлечениями. Сейчас это заметно еще больше.

Дорожки вымостили гранитной плиткой, цветы и растения ухоженные, павильоны реставрируются, причем содрали позднехрущевскую "футуристичекую" алюминиевую облицовку с "Радиоэлектроники и связи" -- теперь это снова "Азербайджан", а соседнюю "Вычислительную технику" возвращают в "Средневолжский район" со сталинскими горельефами обороны Сталинграда.

В общем-то, это, конечно, новоделы с элементами оригинальной отделки. Ну, Бог им судья. Во всяком случае общий комплекс перестает быть характерно эклектичным.

Спорный "Каменный цветок" выглядит почти так же, как в моем детстве (он и тогда был ярким почти до китча -- правда, сейчас это "почти" можно убирать). Статуи гусей -- новодел и даже не очень повторяют те, что были, но хоть верхняя половина головы у них теперь есть. Осетров зачем-то намазали золотой краской, что не пошло им на пользу.

Хуже всего то, что всю бронзу заменили на архитектурный пластик в цвет. Ну, мы ведь теперь при капитализме живем, что делать...

Стали возникать новые заведения. На месте цирка шапито сделали фудкорт -- и неплохой, даже с вьетнамской кухней (приличного качества, судя по запаху). Еда самая разнообразная: от "шавармы" (sic!) до блинов, бургеров, вока, пончиков и гироса (который, по сути, та же шаурма).

Поскольку был сыт, ничего там не пробовал.

На территории навтыкали одинаковых киосков с мороженым/водой и с кукурузой/сахарной ватой. Это, пожалуй, единственные места, которые можно отнести к эконом-классу.

Что поражает -- это количество народу. Я давно не видел таких толп на ВДНХ, разве что на 850-летие Москвы.

Потом я забрал машину с сервиса, поставил ее на стоянку и зашел в открывшийся в одном из новых домов по соседству сетевой винный магазин. Купил там португальский портвейн под стремной маркой Cockburn's (Your cock burns after you drink it?). Каковой и намереваюсь сейчас начать дегустировать.

Чего и вам желаю!

Перенесено из Dreamwidth.
Subscribe

  • Об организме кошки

    Чего не хватает в организме у кошки, которая повадилась отрывать кусочки хлопчатобумажной наволочки и есть их? Перенесено из Dreamwidth.

  • Бежит время

    Я опять пропустил знаменательную дату 4 апреля, когда исполнилось 16 лет моему первому посту в ЖЖ.

  • О редакторах

    ... она была из тех редакторов, которые правят "боевое слаживание" на "боевое складывание"... .. Перенесено из Dreamwidth.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Об организме кошки

    Чего не хватает в организме у кошки, которая повадилась отрывать кусочки хлопчатобумажной наволочки и есть их? Перенесено из Dreamwidth.

  • Бежит время

    Я опять пропустил знаменательную дату 4 апреля, когда исполнилось 16 лет моему первому посту в ЖЖ.

  • О редакторах

    ... она была из тех редакторов, которые правят "боевое слаживание" на "боевое складывание"... .. Перенесено из Dreamwidth.