Я люблю вообще-то читать транскрипты "Эха Москвы": корректуру и редактирование они не проходят, и благодаря этому доставляют знатоку (русского языка и предметной области) истинное наслаждение. :-)
Но в этот раз роковой прокол допустила не малограмотная девушка-референт и не гость, слабо следящий за тем, что он говорит. В этот раз поразил меня Алексей Алексеич Венедиктов, по профессии, на минуточку, преподаватель истории.
Вот что он сказал (напомню: о Владиславе Ягайло):
А. ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, а может быть, мы порекомендуем нашим слушателям, если они не любят читать историческую литературу, а любят читать художественную литературу историческую, конечно, надо читать Генриха Сенкевича «Огнем и мечом» и «Потоп». Там вот как раз он слабый, там все королева решает, да, но он есть. Генрих Сенкевич. Читайте.
Для тех, кто по какой-то причине не в курсе: Ягайло -- победитель Тевтонского ордена при Грюнвальде, это 1410 год. Про это написан роман Сенкевича "Крестоносцы", и вовсе там Ягайло не выглядит нерешительным; слабой и блаженной выглядит королева Ядвига, которая ничего, собственно, не решает, а только молится и умерщвляет плоть. А трилогия Сенкевича -- первые романы которой "Огнем и мечом" и "Потоп" -- относится к СЕМНАДЦАТОМУ веку, то есть описывает события, произошедшие более чем на два столетия позже. И король там (в "Потопе", в "ОиМ" король возникает как эпизодическая фигура) -- Ян Казимир Ваза, действительно довольно слабая фигура тех времен. Но ДРУГАЯ, к Ягайло не имеющая отношения (Ян Казимир даже не Ягеллон).
Но мало того.
В той же передаче выступает приглашенная Наталья Ивановна Басовская, которую нам подают как ученого-историка и ба-альшого специалиста в том, о чем она говорит.
И этот ба-альшой специалист на голубом глазу выдает следующее:
Витовту, двоюродному брату, удалось бежать из этого заточения. И опять туман. Есть версия, что, может быть, его девушка пленилась, полюбила его, девушка, которая носила ему в заточение пищу, воду…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Анна. Ее звали Анна.
Н. БАСОВСКАЯ: Да. И она так полюбила его, что отдала ему свое платье, в котором он сумел бежать из тюрьмы. Меня смущает вот этот разговор про платье, потому что вот эти вечные версии, что кто-то бежал в женском платье, они не раз возникали, это тоже стремление кого-то принизить. Потому что Витовт прославился как воин.
Никакого тумана на самом деле нет. Анна была служанкой жены Витовта и выполнила то, что ей ПРИКАЗАЛИ. Жена Витовта вошла к нему в горницу вместе со служанкой, там служанка и Витовт обменялись одеждой, и Витовт уехал вместе с женой. Служанка осталась в горнице, а поскольку Витовт уже несколько дней сказывался больным и не вставал с постели (под каким предлогом к нему и пустили жену -- проститься), то еще пару дней хитрость не была раскрыта. Когда Ягайло узнал, как убежал его брат, он приказал Анну -- убить. Кстати, ни о каком принижении речи быть не могло: побегом Витовта его современники восторгались, использовать воинскую хитрость тогда считалось доблестью.
Добавление. Хотелось бы отметить, что Тевтонский орден НИКОГДА не прерывал существование (вопреки тому, что говорит Басовская): Наполеон разогнал его только в пределах контролируемых им земель, и сразу после завершения наполеоновских войн орден возродился в Австрии и Германии. Однако к этому времени он уже давно не имел никакого военного значения, после того, как один из хохмейстеров (великих магистров) по фамилии Гогенцоллерн отказался от обетов, женился, принял лютеранство и превратил наиболее "сладкую" часть территории ордена -- Пруссию -- в наследственную монархию (его потомок Вильгельм II, кстати, развязал потом Первую мировую войну). Орден же существует и по сей день, имеет несколько сотен братьев и сестер (женские монастыри ордена также восстановлены) в Австрии и Германии и занимается религиозным служением, медициной и благотворительностью.
Я уж не говорю про то, что Мальборг (замок-столица Тевтонского ордена, точнее -- Мариенбург) постоянно называют Мальбрук (хорошо, что не Мальборо), а Карла Мартелла -- именуют Карло Мартелем... Это как раз -- от малограмотной референтки. Но за людей, которые позиционируют себя как специалисты-историки, ей-Богу, обидно.