Неполиткорректный виртуал (pascendi) wrote,
Неполиткорректный виртуал
pascendi

Categories:

Еще об истории как науке

Случайно попала в руки "История альбигойцев и их времени" Осокина, которая у меня и десять лет назад-то пошла с чудовищным скрипом - я осилила несколько десятков страниц, сдалась и пролистала остальное по диагонали, и то не до самого конца. Здесь надо заметить, что у меня какая-то особая форма обсессивно-компульсивного расстройства в отношении книг - я не способна просто так взять и не дочитать то, что начала, научилась этому буквально пару лет назад, и то мне это каждый раз дается с огромным трудом.

Сейчас пошло ни фига не лучше, а даже наоборот, пару раз я натурально вытирала слезы. Но на этот раз я отчетливо поняла, что с ним не так, это на контрасте с Ле Гоффом очень заметно: он просто не понимает того и тех, о ком пишет. Читаешь - так и видишь приличного русского кабинетного ученого XIX века, который пишет хронику событий по архивным документам и недоуменно думает: да что ж за странные люди, и чего им не сиделось в своих имениях под Парижем.

А читаешь Ле Гоффа про Людовика Святого - и просто чувствуешь, что человек угрохал массу времени и сил на то, чтобы понять, как думали и чувствовали люди в Средние века, и он, может, ценности Людовика и не разделяет, но понимает (насколько их вообще можно понять через сотни лет и тектонические изменения в общественном сознании, культурном коде и представлениях о мире), и понимает, что пойти в крестовый поход в XIII веке - это не "повел жизнь авантюриста, искал счастья в Палестине", а почтенный поступок, респект и уважуха, как говорится.


Вот как вы думаете, научно ли, или не научно -- учитывать социальную психологию соответствующего времени, исследуя исторические факты и события?

Перенесено из Dreamwidth.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments