Неполиткорректный виртуал (pascendi) wrote,
Неполиткорректный виртуал
pascendi

Category:

О народных сказках и народном характере

Если хочешь понять, чего ожидать от представителя другого народа -- почитай сказки и эпос, на которых воспитываются дети этого народа. Там очень хорошо видно, какие модели поведения он считает социально одобряемыми, какие приемлемыми, а какие -- вызывают у него отвращение.

С этой точки зрения русские сказки и былины довольно занятно характеризуют национальный характер нашего человека. В них, собственно, всего два типа положительных персонажей: либо воин-герой, который защищает Родину от чужеземных находников, либо везучий лентяй, у которого всё получается благодаря расположению высших сил. Иногда эти два типа совмещаются: в некоторых версиях сказки про Емелю он на своей печи разгоняет войско иностранных захватчиков. Еще один вариант положительного героя русской сказки -- умная женщина, которая часто выступает для своего недалекого мужа как проявление того самого расположения высших сил.

Основные черты центральной фигуры нашего эпоса -- мужество, доброта, находчивость, стремление к справедливости и желание защищать слабых и угнетенных.

Нет у нас в сказках положительных образов хитрецов, вроде Алдара Кусы или Ходжи Насреддина (из некоторых сюжетов), которые живут за счет обмана окружающих. Из хитрецов в русском фольклоре -- разве что лиса, которая практически всегда осуждаема за хитрость и бывает в конце наказана. Нет у нас и положительного торговца, кроме, разве что, Садко -- который положителен вовсе не в торговой своей ипостаси; впрочем, и крестьянин, кажется, ровно один: Микула Селянинович, да и то про него -- в основном не о том, как он пахал, а о том, как бился с врагами. Смысл былин про Микулу, видимо, в том, что в России и пахарь, случись что, ворогу так вломит!

И уж тем более невозможно представить положительного героя русского эпоса, который, например, чтобы освободить своих сородичей, не в битву бы кинулся с угнетателями, а подговорил бы угнетенных тихо сбежать ночью, прихватив из дома хозяев все серебряные и золотые украшения. Или такого, который подложил бы дочку под иноземного властителя, а потом с ее помощью оговорил бы его ближайшего советника и соратника, обвинив ровно в том, что собирается сделать сам -- чтобы занять его место при властителе, когда советника казнят (и потом тысячи лет в честь этого печь пирожки в форме советниковых ушей). Да и Василиса наша Прекрасная сама с мечом на битву выходит, вместо того, чтобы сдаться вражескому военачальнику, дать ему и, когда он заснет после секса, отрезать голову его же саблей.

Глупые мы люди, что говорить, не умеем вертеться.

Перенесено из Dreamwidth.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments