Неполиткорректный виртуал (pascendi) wrote,
Неполиткорректный виртуал
pascendi

Category:

Интересная статья про нью-йоркское метро

Тут galeonis, кажется, давеча ламентировал, что в Москве метро очень медленно строят. Власти ругал за это.

А вот что в Нью-Йорке происходит:

Как выглядит деградация инфраструктуры? Как выглядит утрата компетенций и недофинансирование муниципальных проектов? Почему президент Трамп даже в своей инаугурационной речи говорил о том, что США теряют статус лидера? Давайте посмотрим на примере одного крупного инфраструктурного объекта. Возьмем объект, который представляет себе почти каждый - метро. Возьмем город, который считается главным в Америке (а многие считают, и эти многие не так уж и неправы - главным на планете). Нью-Йорк. Столица США - Вашингтон, но главный город все-таки Нью-Йорк. И метро в этом городе - одно из крупнейших в мире.

Прежде всего - насколько метро вообще нужно в Нью-Йорке? Ведь США - нация автомобилистов, может им общественный транспорт и совсем не нужен? Как говорит нам сайт метро - однозначно нужен (http://web.mta.info/mta/network.htm ). По их данным в час пик чтобы избежать пробок общественным транспортом пользуются четыре из каждых пяти передвигающихся.

По загруженности метро Нью-Йорка уступает московскому - 5.6 миллионов в будние дни, против московских 6.5 млн. Нью-Йоркская транспортная система (метро часть этой системы) обслуживает 15.3 миллиона населения считая в том числе город Нью-Йорк, часть штата Нью-Йорк и даже часть Коннектикута. У Москвы сопоставимые цифры - 12.5 миллионов Москва официально, 7.5 - Московская область, но людей, как мы знаем, намного больше и в Москве, и в Нью-Йорке.

На официальном сайте указано количество станций метро в 472 станции, в вики по этому поводу уточняют, что много сдвоенных станций, если их считать за одну, то будет несколько меньше - 424 штуки. 380 километров общая длина всех направлений.

Вроде бы солидно - сравните с Московскими ныне 211 станциями (на момент написания статьи, вроде на неделе обещают еще несколько штук открыть). Правда по протяженности линий Москва уже не так сильно отстает - 360 километров, не считая МЦК. Как нетрудно догадаться - станций намного больше потому, что они расположены намного чаще.

Если в Москве считать МЦК с метро считать - то Москва по протяженности даже и превосходит (впрочем, в Нью-Йорке есть некая железнодорожная система Стейтон-Айленда, которая тоже не входит в подсчеты и считается отдельно). Но вот какая штука. МЦК не считают в Москве за метро. По этому поводу можно услышать, что МЦК наземный транспорт, а метро - подземный, поэтому и не считают. Есть и другая версия - что принцип движения другой. Но проще всего этот факт можно объяснить тем, что метро - отдельная организация, а МЦК управляется РЖД, то есть в подчинении другой организации. При этом - на ряде станций есть удобный переход на метро и действует единый билет. на ряде станций переход менее удобный - минут 5-7 нужно затратить и это сильно критикуется.

Так вот - жд Стейтон-Айленда не считается вместе с метро Нью-Йорка в том числе потому, что переходов между ними нет. Совсем. Чтобы до острова добраться, нужно плыть на пароме. Или - ехать по мосту. Потому что мост до острова есть - а пустить по нему линию метро видимо нельзя. Можно почитать, что собирались первоначально, еще в 20-е годы, рыть туннель до острова, чтоб метро продлить. Но в итоге в 1964 году построили только мост. И на этом все. На острова живет полмиллиона человек почти. А связанности с метро нет.

Ну ладно, скажет читатель. Ну вот упустили один остров, ну бывает. Ок, пример номер два. В Москве несколько аэропортов - и до них ходят экспрессы, и в планах до одного собственно метро протянуть. В Нью-Йорке же метро есть только до JFK - крупного аэропорта. А до другого - Ла Гвардия - нет. И экспрессов нет. Садись на такси и добирайся так. Запланировано строительство монорельса. Аэропорт открыт в 1939 году, монорельса по сей день нет. 30 миллионов пассажиров в год.

И пример третий - снова на связанность. Есть такой штат - Нью-Джерси. О нем иногда говорят известные американские артисты - и почти всегда исключительно негативно. Так вот, Нью-Джерси находится совсем недалеко от Нью-Йорка - через залив. И даже есть тоннель через залив, и там ходит поезд. Но как же из этого поезда попасть на собственно Нью-Йоркское метро? Нужно вылезти из подземелья, пройти какие-то сто метров по земле - и снова спуститься, теперь на метро (это остановка Всемирный Торговый центр, тот самый, где был известный теракт). О том, чтобы сделать некое соединение, прямую пересадку с поезда Path на метро - об этом как-то не подумали.

Итак на трех достаточно вопиющих примерах я попробовал показать, что несмотря на огромное количество станций, простой переезд между районами города может оказаться неочевидным - в силу неразвитости инфраструктуры.

Напомним - Нью-Йорк традиционно делится на пять районов - и в один из них метро не ходит (потому что остров). Хотя планы продлить метро туда разрабатывались еще в 20-е годы. И мост туда был запущен в 60-е годы. Аэропорт Ла Гвардия открыт в 30-е и пустить оттуда монорельс в каких-то далеких глобальных планах. Туннель до Нью-Джерси был запущен более ста лет назад.

Что общего в этом перечне? Что все было налажено и запущено очень давно. Самый современный в этом перечне мост на Стейтон-Айленд - но и ему практически 50 лет. Все проекты достаточно большие - и для своего времени, наверное, грандиозные. Ну а что же делается сейчас?

Как пишут - на уровне Парламента обсуждается еще один тоннель между Манхэттеном и Нью-Джерси. Туннель будет грандиозен - три километра и на его строительство запрашивается 30 миллиардов долларов (Крымский мост для примера фигурируют цифры между 3 и 4 миллиардами, анонсированная Трампом стена на границе с Мексикой - 18 миллиардов).

Пишут, что и в аэропорт построят метро совсем скоро. Но стоить это будет дорого. Вот статья 2014 года (https://ny.curbed.com/2014/3/19/10130370/a-revamped-la-guardia-airport-could-look-like-this-in-2021), в которой проект называется “наиболее сложным в стране” и говорится, что в 21 году он будет завершен. А в более свежих статьях (https://www.amny.com/transit/laguardia-airport-airtrain-1.15004542 ) говорится, что на конец 2017 года неизвестна даже стоимость проекта (но точно не меньше миллиарда), и срок открытия сдвигается на 2023 год. В вики (https://en.wikipedia.org/wiki/AirTrain_LaGuardia ) в списке сссылок можно увидеть статьи 90-ых даже годов. То есть - проект обсуждается уже больше 20 лет и с места не сдвинулся пока.

Но это так, к слову. А что же делается сейчас, помимо обсуждения дорогостоящих прожектов? Из прессы мы узнаем, что губернатор Нью-Йорка объявил чрезвычайное положение в метро. Объявил после серии сходов поездов с рельсов, между прочим. И анонсирован 9-миллиардный план по стабилизации.

В чем был план? План был шедевральный. Например - объявить три приза по 1 миллиону долларов тем гражданам, кто придумает, как ситуацию исправить (https://www.nytimes.com/2017/06/29/nyregion/mta-subway-contest-million-dollar-prize.html ). Есть и другие гениальные решения - пустить вагоны без сидений, чтоб больше народу везло (https://www.nytimes.com/2017/07/25/nyregion/subway-rescue-plan-mta.html). Также больше табло установить, чтоб было видно, когда поезд будет. Но были и серьезные решения - очистить мусор, чтоб опасность пожаров устранить (http://www.mta.info/press-release/mta-headquarters/mta-chairman-joseph-lhota-unveils-new-york-city-subway-action-plan ), например ( Cleaning the entire underground subway system to remove debris and reduce fire hazards ). Или - проверить все двери вагонов, чтоб не было сломанных. И систему управления перестроить. И - сигналы починить (светофоры для поездов метро?).

Из этого перечня мы можем узнать, например, что метро загажено, что сигналы не работают, и двери тоже сломаны. Показательно, правда? Все как-бы вот настолько плохо, что прямо так и пишут - нам нужно метро тщательнее убирать и чаще ремонтировать (https://www.nbcnewyork.com/news/local/Subway-Audit-State-of-Emergency-MTA-Plan-Modernize-Lhota-Cuomo-436541583.html ) - “Tripling the amount of heavy-duty cleaning at stations, and launching a program to deep clean, repaint, repair tile and service elevators and escalators at priority stations” - черным по белому.

То есть даже в первом приближении видится некоторое сужение возможностей, определенная деградация - от грандиозных проектов столетней давности, к скромным проектам 50-летней давности и в настоящее время - гигантские прожекты с завиральным бюджетом, которые обсуждаются несколько десятилетий - а в этом время метро банально замусорено, поломано и поезда вполне себе сходят с рельсов.

Метро не связывает ряд крупнейших объектов города. Но может быть - весь перечень проблемных мест только этими тремя пунктами и ограничивается? Может в остальном-то все хорошо, все ж станций почти в 2 раза больше, чем в Москве?

Нет, все не так хорошо. Вот есть даже карта такая - метропустыня (https://www.citylab.com/transportation/2016/07/a-new-map-of-new-yorks-subway-deserts/491156/). То есть места, где с метро плохо.

Посмотрите внимательно - места вокруг метро закрашены сплошным серым. И очень хорошо видно, что метро не охвачены довольно-таки значительные области. Как уточняют - например Восточный Квинс и Северный Бронкс совсем далеки от метро (https://www.brickunderground.com/live/nyc-neighborhoods-without-subway-service ). Напомню - это еще 2 района из 5 районов Нью-Йорка. По ссылке довольно забавно рассуждают о проблеме - с одной стороны безработица там выше, потому что добраться до мест с работой сложнее - а с другой зато там тихо, суеты нет, почти как пригороды. Заметим, о том, что нужно и туда метро проложить в статье говорится обтекаемо - “а некоторые жители против шума и суеты, которые придут в районы вместе с метро”. Видимо те же жители, которые спокойно сидят без работы в своем захолустье и думают о смысле жизни.

Впрочем - метро все еще строится. Например, мы можем узнать, что совсем недавно запустили новую ветку. Планировать ее начали в 1919 году, строить начинали в 1972 году, в 1975 приостановили, в 2007 году начали строить снова и в 2017 первую очередь открыли. Линия почти 14 километров, 3 станции, стоила всего 4.45 миллиарда долларов (всего чуточку дороже Крымского моста). Следующие 2.5 километра будут стоить уже 6 миллиардов и откроются ориентировочно в 2027 -2029 годах (https://en.wikipedia.org/wiki/Second_Avenue_Subway ). Что забавно - эта линия строится на Манхэттене, то есть в самом центре, где как-раз станций и без того достаточно немало.

Ну и на этом имеет смысл подвести итоги. Как видим - система явно деградирует. Раньше вполне по силам было построить сотни километров метро - причем десятилетия назад, когда вроде б и техника была попроще, и технологии, и материалы были примитивнее. Сегодня система за огромные деньги строят не сотни километров - а чуть больше десяти. И проект обещают закончить через 20 лет после начала. При этом состояние имеющихся станций - плачевно, что даже и официально признается. Но зато - громко объявляют конкурс на миллион долларов тому, кто придумает, как все исправить. Все по законам шоу-биза.

Ну и тут всегда найдется пытливый читатель, который возвопит: “Вы фсе врети! Это сияющий город на холме, при всех его недостатках там в миллион раз лучше, чем здесь, а автор ватник, который сам и представить не может грандиозности Нью-Йоркского метро и завидует в своем Борбуйске белым людям. Сам-то был там, лапоть?”.

На такое могу просто ответить - был. Автор об отсутствии метро в Ла Гвардию и о переходе из Path Нью-Джерси в метро по улице узнал отнюдь не в интернете. А лично все это своими ногами протопал. Автор лично спускался в откровенно грязные и темные станции подземки, лично катался по Манхэттену. В Нью-Йорке есть много прекрасного и удивительного, это интересный город, о котором можно долго говорить с восхищением. Но подземка там - откровенный трэш. Физически неприятно заходить, ближе к вечеру много каких-то откровенных неадекватов (идет, например, человек-афроамериканец и под нос себе что-то громко и угрожающе кричит), много и сомнительного плана артистов (заходят в вагон афроамериканцы, проверяют, нет ли рядом полиции, и начинают скакать по поручням - это искусство брейка, некоторые им монетку кидают), ну и просто попрошайки есть. Фото не выложу, увы. Автор все же не фотограф, и снимать предпочитает красивые места. Метро Нью-Йорка к таковым совсем не относится.

Ну и да - в последний приезд в Нью-Йорке я бодро потопал из аэропорта на метро (это был аэропорт JFK - тот, в котором метро есть). Служители делали загадочные пассы руками и народ разворачивали. Выглядело это загадочно, и в итоге я сел на другую ветку (как помним, веток и станций много и часто они идут рядом). Читая вечером новости, я понял причину загадочных жестов. Линия была закрыта - поезд сошел с рельсов и были жертвы. Так что деградация инфраструктуры автором была увидена своими глазами практически.

Alexander Chernykh


Перенесено из Dreamwidth.
Subscribe

  • О редакторах

    ... она была из тех редакторов, которые правят "боевое слаживание" на "боевое складывание"... .. Перенесено из Dreamwidth.

  • Вокруг меня бегает КисёБасё и хулиганит

    Глядя на кошку, я не могу не думать, что ей всего год, и она спокойно может прожить еще лет пятнадцать. А я -- вряд ли. И опять мне не так страшно…

  • Запечатленное наследие классика

    Внезапно вспомнилось мне сегодня, как нас классе примерно в девятом вместо занятий (чему мы, естественно, были рады) возили в музей Маркса и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments