Неполиткорректный виртуал (pascendi) wrote,
Неполиткорректный виртуал
pascendi

Categories:

О критическом мышлении

Покрадено у navlasov, кстати, весьма рекомендую: умнейший человек, преподаватель и историк, хорошо пишет о методических проблемах вузовского преподавания.

студент, прошедший курс критического мышления, должен уметь:
- определять, насколько релевантна та или иная информация обсуждаемой теме
- разделять рациональные и эмоциональные аргументы
- отделять факт от мнения
- выявлять обстоятельства, которые могут уменьшить или поставить под вопрос доказательную силу аргумента
- находить обманные приемы и пробелы в аргументации
- проводить анализ данных и информации
- находить логические ошибки в аргументах
- связывать между собой данные и информацию из различных источников
- работать с противоречивой, неадекватной или двусмысленной информацией
- формулировать валидные аргументы, основанные на данных, а не на мнениях
- выбирать данные, в наибольшей степени подкрепляющие аргумент
- избегать преувеличенных выводов
- находить пробелы в системе доказательств и определять потребность в дополнительной информации
- признавать, что проблема может не иметь единственно верного решения или однозначного ответа
- представлять альтернативные точки зрения и сравнивать их в процессе принятия решения
- определять все заинтересованные стороны в процессе принятия решения
- формулировать аргументы с учетом контекста
- корректно использовать данные для подкрепления своей точки зрения
- делать свой аргумент логичным и связным
- избегать лишнего при выстраивании системы доказательств
- представлять информацию в той последовательности, которая будет наилучшим образом служить доказательству тезиса.


Это из какого-то американского учебника, разумеется (любят они формат презентации).

Что бросилось в глаза:
- выбирать данные, в наибольшей степени подкрепляющие аргумент
- представлять информацию в той последовательности, которая будет наилучшим образом служить доказательству тезиса

и, в известной степени:
- корректно использовать данные для подкрепления своей точки зрения
-- фактически про то, как манипулировать информацией, чтобы оправдать априорно принятую гипотезу.

Не выводить гипотезу из данных, а подгонять данные под свой тезис.

Это к вопросу о научном мышлении и научном методе познания.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments