Это действительно удивительно смотрится сейчас, когда самое сложное, что может серьезно "продаться" это, наверное, какой-нибудь Том Йорк и "Радиохед".
Прочитал сейчас, что фильм "Крестный отец" в 1970-е произвел когда-то революцию в кинопрокате - собрал огромное количество миллионов долларов. Потом это повторялось только с разными "Звездными войнами" и "Титаниками-Аватарами". Мы можем сейчас представить, что тончайший психологический фильм без каких-либо спецэффектов взорвет кинопрокат?
А Фуко с Делезом, которыми до сих питаются разные гуманитарии? Все свои книжки они написали (и имели при этом МАССОВОГО читателя) в 1970-е (писали правда под влиянием 1960-х).
Не были ли 1970-е какой-то особой и неповторимой эпохой массовой умности?
На мой взгляд, все, что произошло потом, можно объяснить следующим образом:
- финансовая индустрия обратила внимание на возможность извлечения сверхприбылей в индустрии развлечений;
- в проекты индустрии развлечений пошли большие деньги в расчете на сверхприбыль;
- над продюсерами стали ставить финансистов, чтобы снижать риски;
- самый простой способ снижения рисков -- заранее просчитать "проект", ориентируясь на массового потребителя;
- самый массовый потребитель продуктов в поп-музыке и кино -- подростки;
- больше всего ходят в кино и потребляют поп-музыку подростки из низших классов (у них много свободного времени, так как они не заняты учебой);
- проекты стали ориентировать на их вкусы и развитие;
- для снижения рисков стали отказываться от проектов, не похожих на те, которые когда-то уже имели успех.
Короче, в полном объеме заработал принцип "ухудшающего отбора" (погуглите).