Неполиткорректный виртуал (pascendi) wrote,
Неполиткорректный виртуал
pascendi

Category:

Еще о писателях и оплате их труда

Писатель Роман Афанасьев написал пост, в котором собрал свои мысли про оплату труда писателей.

Вот короткий дайджест этих мыслей:
ДЕНЬГИ КАК МЕРА ВОСТРЕБОВАННОСТИ АВТОРА.
Все писатели любят получать деньги за свой труд. Это факт. Который, порой, страшно удивляет читателей, уверенных в том, что писатель это помесь отшельника с проповедником, что несет в мир свои гениальные идеи посредством нехитрого набора печатных знаков. <...> Такие люди действительно есть, их гениальными идеями завален интернет, и они действительно счастливы. Они получают удовольствие от процесса написания печатных знаков, но мало кто получает удовольствия от чтения этих самых знаков. <...> Настоящий писатель всегда хочет денег.

Деньги – это иллюзия, деньги – лишь условный символ для выражения ценности чего либо. И изначально они были придуманы лишь для удобства обмена.
Например – сапожник делает сапоги. Сапог у него много, но ему нужен хороший глиняный горшок. Сапожник идет к горшечнику и говорит – махнемся? Я тебе сапоги ты мне горшок… А тот отвечает – иди к черту, у меня сапог как грязи. Зато мне нужен хороший стул. Сапожник идет к плотнику, пытается выменять у него сапоги на стул, который он потом отнесет горшечнику… <...> для ликвидации такой цепочки квестов и использовались общепринятые ценности вроде драгметаллов, специй, а в некоторых случаях, даже ракушек. Но таскать золото с собой неудобно, появились чеки, подтверждающие, что их обладатель, в принципе, может сделать что-то ценное, полезное другим. А потом уж появились деньги – чеки с заранее определенной стоимостью. <...>
Подведем же промежуточный итог – таким образом, деньги это не предмет, не товар, это выражение стоимости товара, это измерение единицы труда, затраченного создателем сапог для создания своего товара. И это выражение ценности своего труда, он может обменять на труд другого человека, скажем горшечника. <...>
Мое утверждение теперь звучит так – все писатели любят, когда их труд оценивается трудом другого человека. <...>Таким образом, слово «деньги» для автора означает ПРИЗНАНИЕ, настоящее, не мимолетное, подкрепленное ответным трудом читателя.


Классический пример классического же непонимания разницы между вещным правом и правом в области интеллектуальной собственности.
Когда сапожник отдает сапоги -- он отдает их в собственность (и более их не имеет, и не имеет права как-то ограничивать последующие действия нового собственника с этими сапогами). Когда писатель представляет свое произведение читателям, он никому ничего в собственность не передает и свое авторское право оставляет за собой (при этом, в рамках действующего правового поля, ограничивает последующие действия читателя со своим текстом). Поэтому любые аналогии между продажей вещей и продажей произведений -- неверны и, в лучшем случае, представляют собой заблуждение того, кто их делает (а чаще -- попытку ввести в заблуждение тех, кому их предлагают).

Автору необходимо, чтобы его ЧИТАЛИ. Все остальное -- вторично.

До изобретения книгопечатания (и в первые сто лет после) никакие авторы не возмущались, когда их произведения копировали и распространяли. Напротив, у римских, например, писателей можно встретить что-нибудь наподобие "Благодарю тебя, Луций, за то, что твои писцы сделали пять копий моей книги. Твоими заботами теперь больше людей смогут ее прочитать".

Что касается писателей, пишущих не for fun, а for money, то это само по себе не гарантирует, что читатели получают от написанных ими печатных знаков какое-то особое удовольствие. Процент графоманов среди них не ниже, чем среди тех, кто пишет for fun, и более того: политика издателей, ориентированных на "проекты" и "серии" (то есть на пережевывание того, что уже когда-то имело коммерческий успех, а не на продвижение нового и художественно сильного), подталкивает писателей к халтуре. А уж про то, во что превращаются хорошие первоначально идеи уже к третьей-четвертой книге серии, я и говорить не хочу.

Это, разумеется, не означает, что я в принципе против вознаграждения за писательский труд. Но лично для меня -- гораздо более весомым вознаграждением была бы статистика прочтения моей книги в интернете.

А жить надо на деньги, которые приносят другие занятия. Тем более, что при действующих в России размерах гонорара выжить чистым писательством могут только единицы (и те часто оказываются не личностями, а проектами, объединяющими копеечных "негров").

Перенесено из Dreamwidth.
Subscribe

  • Об организме кошки

    Чего не хватает в организме у кошки, которая повадилась отрывать кусочки хлопчатобумажной наволочки и есть их? Перенесено из Dreamwidth.

  • Бежит время

    Я опять пропустил знаменательную дату 4 апреля, когда исполнилось 16 лет моему первому посту в ЖЖ.

  • О редакторах

    ... она была из тех редакторов, которые правят "боевое слаживание" на "боевое складывание"... .. Перенесено из Dreamwidth.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Об организме кошки

    Чего не хватает в организме у кошки, которая повадилась отрывать кусочки хлопчатобумажной наволочки и есть их? Перенесено из Dreamwidth.

  • Бежит время

    Я опять пропустил знаменательную дату 4 апреля, когда исполнилось 16 лет моему первому посту в ЖЖ.

  • О редакторах

    ... она была из тех редакторов, которые правят "боевое слаживание" на "боевое складывание"... .. Перенесено из Dreamwidth.