Неполиткорректный виртуал (pascendi) wrote,
Неполиткорректный виртуал
pascendi

О правилах, исключениях, преподавателях и студентах

Умнейший человек [profile] navlasov (и мне не стыдно это повторять) снова порадовал нас замечательным постом, заставляющим думать и обсуждать.

Процитирую пост с незначительными сокращениями:
одна и та же ситуация с разных позиций может объективно выглядеть совершенно по-разному. У двух вовлеченных в нее человек могут быть разные возможности, разные сопутствующие обстоятельства, и, что не менее важно - разные представления о существующих возможностях и ограничениях. То, что Вам кажется вполне реальным и даже простым, для другой стороны может быть совершенно исключено в силу факторов, которые Вы не замечаете. Не замечаете не потому, что кто-то их тщательно скрывает - а потому, что со своей колокольни Вы о них просто не задумываетесь. Стоит посмотреть на ситуацию с другой стороны, мысленно поставить себя на место другого человека, и ситуация сразу же может заиграть иными красками.

В течение учебного года ко мне регулярно подходят студенты, которые просят сделать для них исключение. Разрешить заново написать контрольную работу. Разрешить сделать доклад не на семинаре в течение семестра, а в индивидуальном порядке перед экзаменом. Разрешить поменять уже взятый билет на экзамене...

Я в такой ситуации всегда стараюсь объяснить простую вещь: ребята, это с Вашей точки зрения речь может идти об исключении. Потому что Вы видите ситуацию со своей стороны - есть Вы, и есть преподаватель. С моей стороны ситуация выглядит иначе: есть я, и есть сотня студентов. К которым я обязан применять одинаковые стандарты вне зависимости от личных симпатий. И я не имею права для одних делать исключения, а другим отказывать.


В комментариях там немедленно образовались заинтересованные личности, которые считают, что отказ "войти в положение" студента свидетельствует о неумении преподавателя встать на позицию другого человека.

На мой взгляд, обе стороны говорят не о том. Топикстартер говорит о ситуации, когда имеется набор правил и процедур, определяющих бизнес-процесс.
У бизнес-процесса есть цель и ключевые показатели эффективности, по которым оценивается результат самого процесса и результат проджект-менеджера, который им управляет (в данном случае -- преподавателя).

Цель и KPI процесса не предполагают учета субъективных потребностей участников процесса, тем более тех, от которых в процессе требуется точное выполнение правил и процедур.

Топикстартер в мягкой форме объясняет участникам процесса именно это, показывая, каким образом процесс развалится, а цели его не будут достигнуты, если участникам процесса позволить нарушать правила и процедуры "в виде исключения". Потому что смысл процесса -- в его повторяемости, которая обеспечивает (статистически) воспроизводство более или менее одинакового результата с более или менее одинаковым качеством.

Альтернатива только одна: индивидуальная траектория обучения и индивидуальные преподаватели.

Еще один момент, на который я там в комментариях не смог не откликнуться: мнение, что "работа – передать максимум знаний с минимумом помех".

Ну вот не соглашусь совершенно.
Задач у преподавателя, собственно, две:
1. Научить думать -- в категориях своего курса.
2. Научить искать и правильно интерпретировать информацию по теме своего курса.

Передача знаний невозможна В ПРИНЦИПЕ: знание -- это то, что осталось в голове человека после осмысления некоторого объема информации. Поэтому передать можно только информацию, и хороший преподаватель выбирает, какую и как информацию передавать -- имея в виду те самые две задачи.

Перенесено из Dreamwidth.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments